На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса".Ко- нечно же, речь идет о молодых наиболее развитых госу- дарствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в от- дельную группу,получившую название "Новые индустриальные страны"(New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занима- ет Южная Корея. О быстром экономическом росте Республики Корея говори- лось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими тем- пами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира. На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внеш- ним миром стратегия развития; - благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внеш- ним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические пре- образования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-пром- ышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); -привлечениеие иностранных капиталовложений - как фина нсовых,так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; -этническая и культурная однородность, а также конфу- цианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, об- разованию, жизненному успеху и преданности своей нации. Эти и многие другие факторы во многом определили быст- рые темпы развития экономики Республики Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся экономического разви- тия Южной Кореи в настоящее время недостаточно широко осве- щены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в реферате фигурируют цифровые данные до 1990г. Но несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положе- ние дел в Южной Корее. В процессе подготовки реферата мною были изучены мате- риалы: - книги В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового ка- питалистического хозяйства "; статей как отечественных, так и корейских экономистов: - "Опыт экономического развития Республики Корея в усло- виях рыночной системы". Дак Ву Нам-председатель Ассоциации внешней торговли Республики Корея. - "Роль государства в сотворении "южнокорейского чу- да"". С.В. Жуков-к.э.н., ст. научный сотрудник Института Ми- ровой экономики и международных отношений РАН. -"Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста". Ку Бон Хо, профессор, Президент Института развития Кореи, выступавший с докладом по данному вопросу на советско-южнокорейском симпозиуме в Москве в ию- не 1991г. Также в ходе работы над рефератом я консультировалась по ряду вопросов у Пака В.К.,к.и.н., корееведа, ст.научного сотрудника Института Востоковедения РАН, принимавшего не- посредственное участие в работе советско-южнокорейского сим- позиума в Москве в июне 1991г. О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своём реферате мне хоте- лось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы спра ведливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики. О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно ши- роко освещен в русской литературе по сравнению с другими фак- торами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естествен- но в адаптированном к местным условиям виде) в России. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКО- ГО РОСТА ЮЖНОЙ КОРЕИ. Одним из факторов, объясняющих стремительный рост эко- номики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руко- водство в лице авторитарных правительств, отложивших демок- ратические и политические преобразования в пользу экономи- ческого развития. Правительство принимало новые законы и тщательно пе- ресматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с прольбами взять на себя риск, связанный с ин- вестиционной деятельностью частных предпринимателей, пре- доставляя гарантии по внешним займам, используемым для пок- рытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит де- нежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сба- лансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обраще- ние, инфляция, дефицитность государственного бюджета не вы- ходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регули- рования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных ва- риантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропор- ций общественного производства. При этом основная ставка де- лалась на всемерное поощрение экспорта. Государство исполь- зовало субсидирование национальных экспортеров,которым пре- доставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП -1962-1966гг. 39% от ВНП- 1932-1936гг. 46% от ВНП- 1977-1981гг. При этом нужно отметить,что кредиты концентрировались в потенциалоно наиболее эффективных сферах экономики.Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отрасле- вых пропорций.Например, при проведении аграрной реформы наи- важнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера,невозможная без прямого активного вмешательства гос-ва. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей пер- воочередного внимания: -машиностроение -электроника -текстильная промышленность -черная металлургия -цветная металлургия -нефтехимия -кораблестроение Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало кон- куренцию в приоритетных отраслях,принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсациюубытков" избранных экспор- теров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые гос-вом, привели к образованию высокомонополизированной про- изводственной, особенно экспортной структуры. В первой поло- вине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломера- тов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. Видя сильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поста- вить на основании следующих факторов: 1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств см. табл.1.1. 2. под контролем гос-ва находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях.Гос-во добивалось,чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые. 3. каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам. 4. гос-во жестко контролироволо рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд". Не менее жестко гос-во в Южной Корее контролирует иностранный капитал.Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с1967-1986гг. составляют менее 2%от сово- купных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписыва- ются в общую стратигию ее развития (см. табл. 2.1.). Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника. Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": госу- дарство-местный капитал- иностранный капитал. Но при несом- ненном соблюдении интересов всех трех сторон, гос-во явля- ется единственным полностью самостоятельным участником, ре- шения которого обязательны для всех остальных. Также заслугой гос-ва является централизованное плани- рование с использованием средне-и-долгосрочных планов и це- левых программ, с установлением порой конкретных произ- водственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание пла- нового и рыночного способов ведения хозяйств. Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Ко- рее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазви- тости и занять достойное место в мировой цивилизации. ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в си- лу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской эконо- мики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока. Для широкого внедрения современных технологических процес сов необходимо было и приобретать соответствующую технику. Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производстенными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с по- гашением задолженности в трехлетний срок. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемоев произ- водственных процессах. Как правило, закупки станков и агрега- тов сопровождались приобретением прав на использование техно- логических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии "know how". Всего за 1962-1982гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами бы- ла зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "now how" на общую сумму 681 млн.$, что составило 47,7% суммы пря- мых инвестиций за тот же период. Из приведенных в табл.1 данных видно, что львиная до- лясделок, связанных с приобретением производственного оборудо- вания и связанных с ним "know how", заключалось с японскими бизнесменами(56,4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги. Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южноко- рейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн.$ (59%), тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось соответственно 24.3 млн.$(27.7%) и 4.4 млн.$(5%). 1975г. 64.1% всех отчислений за использование иностран- ной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн.$. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976г. выступила с призывом незамедлительно диверсифи- цировать источники, из которых заимствуются и внедряются тех- ника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты. По оценкам Национального Института Науки и техники выходи- ло, что только 30% "know how"(заимствованных и США и стран За- падной Европы) можно было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся 70%(внедрявшиеся через посредство Япо- нии) оценивались как отсталые и устаревшие. После проведенного исследования в Южной Корее был создан Консультационный Центр по привлечению технологии, который давал (при консультации иностранных специалистов) предвари тельные оценки "know how", намеченных к внедрению, с целью устранения негативных факторов. В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи (причем, далеко не единичные),когда японские фирмы продавали какое-либо оборудование по спекулятивным ценам при том, что выпускаемая на этом оборудовании продук- ция не отвечала принятым стандартам. О подобного рода казусах южнокорейская пресса сообщала неоднократно, и,видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х годов сеульские власти приняли ряд мер,направленных на ди- версификацию источников не только займов, но и технической помощи. Однако, на практике произошла диверсификация не источников займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промыш- ленности. Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса. Заимствование иностранной техники и технологии распада- ется на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величи- нами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью за- дач, а с другой стороны- нестабильностью политической обста- новки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к ре- ализации программы индустриализации. Создание абсолютно но- вых для страны отраслей производства обусловило резкое воз- растание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how". В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр яв- ляется свидетельством того, что в Южную Корею стали посту- пать сложная техника и дорогая технология. Характерные черты третьего периода (1977-1988) опреде- ляются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепен- ный переход от производства трудоемкого к производству капи- талоемкому и техноемкому. Выполнение кардинальных задач завершающей стадии ин- дустриализации упиралось в проблему заимствования и внедре- ния новейшей техники и передовой технологии. В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осу- ществили таким образом вторую фазу либерализации. Новые правила запрещали покупку технологий: 1. если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков; 2. если контракты имели в виду только продажу сырьевых материалов или отдельных компонентов, деталей и узлов для предполагаемой продукции* 3. если контракт содержал несправедливое и ограничи- тельные условия относительно экспорта намечаемых к выпуску изделий; 4.если контрактом предлагалось технология устаревшая, несовершенная ,или с какими-либо отклонениями от нормы; 5. если контракты затрагивали особую технологию, кото- рые, по определению министра по делам науки и техники, "слу- жило интересам независимого развития"; 6.если министр экономического планирования не считал возможным признать те или иные контракты жизненно необходи- мыми. Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование юж- нокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов слу- жила в данном случае тяга местеых потребителей к приобрете- рию товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качест- во изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прослав- ленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобритель- но относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978г.в Корее было зарегистрированно всего лишь около 15 фирм, которые использо- вали зарубежные торговые марки. Вполне,возможно, что правила, касающиеся иностранных фабричных знаков, неукоснитеьно проводились быв жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально осла- били запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32,3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронноых технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28,7%. Постепенно правительство делало все большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаи- вал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными техно- логиями. В свою очередь Министерство торговли и промышлен- ности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощ- рения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь расп- ространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприяти- ям, которые отважаться развертывать деятельность на престиж- ном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов. С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обра- тятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчета 10% го- довых. В свете изложенных данных, целесообразно выделить оче- редной, четвертый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в об- ласти заимствования технологий. Подобный крен можно объ- яснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные тех- нологии. Тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые совре- менные технологии. Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в 1983 году делились натри категории. Задачи сделок первой ка- тегории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск ка- кого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутрен- нем рынке. Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта,- освоить собственный выпуск новых высококачествен- ных изделий и выйти с ними на внешний рынок. Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовалась цель под- нять отдельные отрасли отечественной промышленности на ка- чественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой "Sumsung", американской компанией "Micron technology", и с японской корпорацией "Sharp". По условиям соглашения корейская сторо- на заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода сумма экспорта составила 650 миллионов долларов. Почуяв, чтодело, начатое этой фирмой приносит огромную прибыль к производству полупроводников подключились такие фирмы ,как "Daewoo" и "Gold Star". Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. За- имствуя технологии (по началу из Японии, а потом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии), Южная Корея по объему полу- чаемых заказов на суда вышла на второе место в мире. Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходило по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологи- ческая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев. Иная картина складывалась при передаче "know how". В соответствие с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направлять в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специа- листов. В подготовке местных кадров и состояла особая цен- ность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР. Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости за- имствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с пря- мыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Од- нако, уступая им в указанном плане, иностранная технологи- ческая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммер- ческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание за- имствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовло- жения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.