В В Е Д Е Н И Е Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокуси- руются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых сито- рически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализа- ции хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, ус- луг и особенно капиталов и кредитов. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокуси- руются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых сито- рически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализа- ции хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, ус- луг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны (ОСОБЕННО <<СЕМЕРКА>>), которые выступают как партне- ры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере. Под влиянием новых факторов функционирование международных валют- но-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется часты- ми изменениями.Поэтому изучение мирового опыта представляет большой ин- терес для складывающейся России и других стран СНГ рыночной экономи- ки.Постепенная интеграция России в мировое сообщество,вступление в Меж- дунородный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструк- ции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого цивилизованного ко- декса поведения на мировых рынках валют,кредитов,ценных бумаг,золота. В курсе " Международные валютные и кредитно-финансовые отношения" изучаются экономические категории,закономерности развития,основные прин- ципы и формы организаций этих отношений. Применения метода системного подхода к изучению данного курса опре- деляет следующие его задачи: 1) рассмотрение международных валютно-кредитных и финансовых отно- шений как к совокупности экономических отношений,имеющих прямую и обрат- ную связь с общественным воспроизводством; 2) исследование структуры и принципов организации современной миро- вой валютной системы,мировых финансовых центров,международных расчет- ных,валютных и кредитно-валютных операций; 3) анализ взаимодействия структурных элементов валютно-кредитных и финансовых отношений на национальном и международном уровне. В связи с этим научная основа данного курса базируются на двух ме- тодолгических принципах: анализе понятий,категорий и элементов международных валютно-кредит- - 2 - ных и финансовых отношений; синтезе,т.е.рассмотрение закономерности и тенденций их развитий в современных условиях. Большое внимание уделено двум регуляторам международных валют- но-кредитных и финансовых отношений-рыночному и государственному. Курс основан на приоритете логического изложения перед историческим описанием становления и развития международных валютно-кредитных и фи- нансовых отношений при соблюдении их единства.При этом прослеживается историческая преемственность экономических категорий,структурных принци- пов мировой валютной и кредитной систем,традиций в организации междуна- родных валютных,кредитно-финансовых и расчетных операций. При изложении мирового опыта большое внимание уделено практическим аспектом функионирования мирового валютного рынка,рынка ссудных капита- лов,ценных бумаг,золота,еврорынка.Рассматриваются традиционные и новей- шие методы банковского обслуживания внешнеэкономической деятельнос- ти.Изучаются элементы национальной и мировой валютной системы,функцио- нальные формы мировых денег,факторы,влияющие на валютный курс.Анализиру- ются основные этапы развития мировой валютной системы,структурные прин- ципы Ямайской и Европейской валютных счистем.Дана характеристика платеж- ного баланса,его структуры,методов погашения сальдо и регулирования ос- новных статей.Освещаются формы валютной политики,мировой опыт применения валютных ограничений и перехода конвертируемой валюте. Рассматриваются валютно-финансовые и платежные условия внешэкономи- ческих сделок и международных кредитов,понятия и формы международных расчетов и международного кредита.Обобщен мировой опыт регулирования международных кредитных отношений и внешнего долга.Большое внимание уде- лено мировому рынку ссудных капиталов,валютному рынку,рынкам еврова- лют,золоту,ценным бумагам,а так же компьютерным технологиям в этой сфе- ре.Проанализированы современные методы страхования валютных и кредитных рисков.Обобшена деятельность ведущих международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Специальный раздел посвящен международным валютно-кредитным и фи- нансовым отношениям России.Дана характеристика валютной системы,валютно- го рынка,валютной политики,платежного баланса страны.Рассмотрены особен- ности международного кредитования и притока иностранных инвестиций в Россию,проблемы свободных экономических зон и совместных предприя- тий.Особое внимание уделено проблеме урегулирования внешнего долга Рос- сии и ее требований по отношению к развивающимся странам и партнерам по СНГ.Рассмотрены проблемы участия России и др.старан СНГ в международных финансовых институтах. - 3 -  _ МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН Особеннос 2ти международного кредитования развивающихся стран. Во-первых,значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преи- мущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кре- дитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно- стратегических мотивов. Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется ме- ханизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с ве- дущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансо- выми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п. В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран,интегрированных в мировое хо- зяйство.Это относится не только к официальному (двухстороннему и многос- тороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков. В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся стра- ны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являют- ся развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. По- этому международное кредитование развивающихся стран сводится преиму- щественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)  _ 21.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН . Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схе- мой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в от- ношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публи- кацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран. - 4 - Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам. I.Официальное финансирование развития (ОФР). 1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя. 2.Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее. II.Экспортные кредиты. III.Частные кредиты и субсидии. 1.Международное банковское кредитование. 2.Эмиссия ценных бумаг. 3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций. Итого приток ресурсов (I + II + II). В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. Официаль- ное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсто- ронним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали многосторон- ние более чем вдвое.  _ 22 0. 2ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ. В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось око- ло 1/2 ссудного капитала и субсидий,поступивших в развивающиеся страны. ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ре- сурсов. Если условия кредита (срок,льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он отно- сится к ОПР,если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозв- ратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита 25 - 30 лет, льготный период - около 10 лет, стоимость кредиты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны чем кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных капиталов. Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-до- норами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функциониру- ют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. Средс- тва на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламен- тами стран-доноров. Кредиты, как правило имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам зараннее определенных товаров. Это жестко ограни- чивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получа- теля. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансирова- нию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со сто- роны донора за использованием средств, что не устраивает рецепиентов. Последние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает воз- можность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всег- - 5 - да оправдано,поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами. ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм,применяе- мый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для кре- дитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в речи тогдашнего президента США Г.Трумэна(четвертый пункт его внешнепо- литической программы). В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздейс- твия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - по- лучателей помощи. Если первоначально предоставленние льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнори- ровались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделе- нии льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удов- летворения так называемых основных нужд, т.е. потребность в пище,во- де,жилище,медицинском обслуживании, образовании. Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитова- нию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льгот- ных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инф- раструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика). Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство. Кроме того, при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики. Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кре- дитования в рамках ОПР,все же акцент смещается в сторону решения соци- альных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование, здра- воохранение, другие социальные и управленческие нужды несколько превыси- ли расходы,связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышлен- ности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей сум- мы). Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том,что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, моби- лизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного прои- водства. - 6 - Важная роль принадлежит продовольственной помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны, где складывается взрывоопас- ная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы продовольствен- ную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки. Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г.,когда в США был принят закон о развитии торговли сельскохзяйс- твенными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран, но и громад- ными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в раз- вивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства пе- реводились на эквивалентные счета, с которых выделялись кредиты и субси- дии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства других западных странах, число государств-доноров превысило 25, и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов. В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступила из трех государств - США, Франции,Англии. В настоящее время ее потоки зна- чительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развива- ющимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до ме- нее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере кон- центрируются на группе африканских стран, входящих в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные свя- зи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. Одновре- менно на авансцену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ. Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставле- ний используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных документов за- фиксировано, что страны-доноры выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ФРГ, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем в пределах 0,25 - 0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредит- но-финансовые отношения в зоне франка,выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам де- монстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, - 7 - Данния. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресур- сов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на уст- ройчивом уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более сущест- венное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-фи- нансовая политика в отношении <<третьего мира >> в целом и отдельных стран. Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономичес- кий эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня раз- вития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практи- чески перестает пользоваться этим источником и переключается на заимс- твование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институ- тах на рынке ссудных капиталов. Получение помощи в существенных размерах может возобновиться в кризисной ситуации. В качестве примера можно сос- латься на некоторые латиноамериканские страны. Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых го- сударственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы по- лученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 средне-разви- тых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные креди- ты. Состав этой группы, в отличие от первых двух, неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу. Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в рас- чете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них при- ходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако,например, Израиль получает более 1/20 льготных креди- тов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения разви- вающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и по- литических факторов. Таким образом,двухсторонняя ОПР - специфический финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе, сложившийся в после-военный период и цементирующий отношения между центром и перифери- ей мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием миро- - 8 - вого рынка ссудных капиталов, поскольку средства поступают из государс- твенных бюджетов. При выделении их правительства и парламенты руководс- твются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, по- литическими и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализу- ется в рамках общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются объек- том противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами). ОПР оказывает не однозначное, но в целом позитивное воздействие на соци- ально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя прео- долению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.  23. _ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА НОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ. На долю ОФР на многосторонней основе в начале 90-х годов приходи- лось около 1/4 ссудного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. Они были получены от группы МБРР, региональных банков развития, МВФ,из различных многосторонних фондов (в рамках ООН, ЕС и т.д.) Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, ко- торая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между ними и мировым рынком ссудных капиталов. МБРР,пользуясь высокой репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке, выплачивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 7,5 - 8,5%, т.е. меньше, чем частные международные банки. Но для бедней- ших развивающихся стран такие кредиты дороги, и они не осуществляют за- имствование в МБРР. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объ- ектов (обычно инфраструктуры), которые тщательно отбираются и проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы в кон- вертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая стра- на. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, направленные на стимулирование част- ного предпринимательства, рыночных отношений, адаптации к мировому хо- зяйству. Эти перемены во многих развивающихся странах протекают болез- ненно и не всегда успешно.  Стратегия Международной ассоциации развития -  0МАР (1960 г.,филиала МБРР) определяется тем же принципами, что и Банка, с поправкой на то, что она кредитует только страны с низкими доходами (менее 650 долл. на душу населения) на льготных условиях. Деятельность МАР позволила МБРР расширить круг связанных с ним стран и осуществлять контроль за льготным с ним стран и осуществлять контроль за льготным многосторонним кредито- ванием. Международная финансовая корпорация - МФК (1956 г. содействует при- току частных инвестиций преимущественно в наименее развитые страны иным МАР предоставляют кредиты только на межправительственной основе или под гарантию правительства. МФК осуществляет инвестиции в частный сектор, - 9 - вложенный ею источников по меньшей мере пять долларов. Роль МФК значи- тельно усилилась с середины 80-х годов в связи с расширением приватиза- ции в развивающихся странах и подключением к этому процессу МБРР. Функция третьего филиала МБРР - Многостороннего инвестиционно-га- рантийного агентства (МИГА) заключается в предоставлении инвесторам га- рантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие прави- телствам развивающихся стран в реализации инвестиционной политики, выс- тупает в качестве инициатора диалога по вопросам зарубежных инвестиций. Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и Азиатском банке развития. Эти банки уделяют особое внимание регионально- му сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации. МВФ выдает кредиты (сроком до 3 - 5 лет) на покрытие дефицитов пла- тежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В средине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся госу- дарства получали от него примерно размерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в ос- новном связано с принятием определенных обязательств в области макроэко- номической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов. Ни одна другая международная организация не подверглась столь резкой критике со стороны развивающихся стран, как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательст- ва Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и ми- ровой кредитной системы были бы гораздо более серьезными.  24. _ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН,НЕ ВХОДЯЩИХ В ОЭСР. В их числе преимущественно две группы стран - государства бывшего социалистического содружества и страны ОПЕК - предоставляли ОПР. Макси- мальных размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов, составив около 1/5 общей суммы. Причем эти обе группы стран предоставляли пример- но одинаковую ОПР. В последующие годы в связи с экономическими и полити- ческими преобразованиями в бывших социалистических странах и падением цен на нефть эти потоки ресурсов в развивающиеся страны значительно уменьшились. На долю СССР приходилось от 3/4 до 2/5 ОПР социалистических стран. СССР стал выступать а качестве донора и кредитора развивающихся стран с середины 60-х годов, подорвав монополию Запада в этой области. Причем Советский Союз оказывал содействие в развитии базовых отраслей промышленности. Однако, поскольку при предоставлении ОПР политические - 10 - соображения часто брали верх над экономическими,эффективность ряда объ- ектов была низка. Кредиты и особенно ОПР Советского Союза концентрирова- лись на сравнительно ограниченном круге развивающихся стран, которые провозгласили социалистический путь развития (Монголя, Куба, Вьетнам). Значительная часть ресурсов в эти страны поступала из СССР также через механизм заниженных импортных (или завышенных экспортных ) цен. Россия является правопреемницей СССР в сфере международных кредит- но-финансовых отношений с развивающимися странами. Эти отношения, осво- бодившись от идеологических и политических наслоений, приобрели деловой характер. Однако вынужденная утрата позиций России в сфере кредитно-фи- нансовых отношений с развивающимися странами имеет для нее негативные последствия. Она ведет к ослаблению экономических позиций в этих регио- нах. Особенно это касается рынков, где реализовалась значительная доля экспортируемых машин и оборудования. Нефтедобывающие страны, главным образом арабские, значительно уве- личели кредиты и субсидии другим развивающимся странам в середине 70-х годов. Это было обусловлено резким повышением цен на нефть и появлением нефть и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была нап- равлена на мировой рынок ссудных капиталов, но одновременно возросли масштабы арабской ОПР. Эта помощь сконцентрирована в основном на сосед- них арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не столько экономическими, сколько военно-политическими факторами. ОПР арабских стран, обладающих избыточным капиталом, достигла в середине 80-х годов 1,8% их ВНП, т.е в пять раз выше, чем у промышленно развитых стран. Эти средства выделяются в несвязанной формы располагают денежными средствами и не имеют товаров, которые они хотели бы продавать на внеш- них рынках. Преобладающая часть средств выделяется на двухсторонней ос- нове. Вместе с тем функционирует большое число фондов, банков, через ко- торые ресурсы ресурсы перераспределяются на многосторонней многосторон- ней основе (Арабо-Африканский международный банк, Арабский фонд экономи- ческого и социального развития, Исламский банк развития и т.д.). Кредиторами других развивающихся стран являются также Республика Корея, Ирак, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако выделя- емые ими ресурсы невелики, составляя примерно 1% общей суммы ОПР. Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны.  Развивающи- еся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных капиталов, заим- ствуя экспортные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. До 70-х годов основным каналом, связывавшим эти государства с мировым рынком ссудных капиталов, были экспортные кредиты. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти << смешанные >> кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, - 11 - как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднес- рочный характер, то они не могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо паралельно те и другие.Участие банков в эскспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов.Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смяг- чать их условия,используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта. Чтобы избежать кредитной войны,ведущие страны-кредиторы заключили джентльменское соглашение (консенсус) о допустимых пределах льготного кредитования.В соответсвии с тенденциями на мировом рынке ссудных капи- талов каждые полгода устанавливаются нижний предел процентной став- ки,максимальный срок кредита и максимальный льготный период.Страны-полу- чатели разделены на три группы-с низкими,средними и высокими дохода- ми.Наиболее льготные условия предоставляются странам с низкими дохода- ми,самые жесткие-странам с высокими доходами Однако уклонение от согла- сованых правил не является редкостью. Но стабилизирующая роль данного джентльменского соглашения несомненна. Обьем экпортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной активностью стран-заемщиц.