ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ  УСЛОВИЙ ВЫХОДА РОССИИ ИЗ КРИЗИСА.  1. Инвестиционный климат в России и привлечение  иностранных инвестиций. После 1991 года в России произошли глубокие изменения. Была при- нята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих, крестьян, директоров. За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положи- тельных результатов: - идут структурная перестройка экономики (доля материального про- изводства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра- щен на 70%), начали действовать спросовые ограничения; - летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц; - более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях; - процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была снижена с 210 до 150%; - за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые де- нежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек. В то же время продолжается спад производства: в первом полугодии 1994 года ВВП снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом 1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен. Все еще велик дефицит бюджета, если бы не чеченский кризис, он составил бы на конец 1994 года около 9% ВВП, но теперь ясно, что эта цифра не отвечает действительности. Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в относи- тельном так называемые неплатежи предприятий. К концу первого полуго- дия 1994 просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4 раза превысила денежные средства на их счетах. Имеют место длительные простои предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции. На фоне относительно невысокого уровня безработицы (1.5% заре- гистрированных и 6% фактически незанятых по отношению к численности - 2 - экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон- тингенты молодежи). Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управ- ляема и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду про- изводства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект- роэнергия, газ, железнодорожные перевозки); - либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре- дотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации в результате чековой приватизациии стра- на должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни- ков и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич- ный рынок ценных бумаг; - прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенден- ция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвести- ционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопле- ния предприятий и населения. Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилиза- ция, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо- собствовать ее вхождению в мировую экономику. Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос- сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры. - 3 - Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало- говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На- логовая система не стимулирует инвестиционную активность. Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес- тирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм. В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран- ных инвестиций в российскую экономику. Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи- тала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности. Второе направление - расширение и диверсификация экспортного по- тенциала России. Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз- витие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов. Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф- раструктуры. Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-За- падный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за- пасами. От российского правительства требуются вполне конкретные практи- ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи- зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре- бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но- вых акций по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения - 4 - иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени зани- мались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иност- ранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, прави- тельство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност- ранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше- ние облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на тер- ритории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспе- чить: - систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес- кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ- ного финансово-инвестиционного сотрудничества; - формирование и реализацию государственной политики по привлече- нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин- вестиционной сфере с международными финансовыми организациями; - работу по заключению международных договоров о поощрении и вза- имной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про- ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де- ятельности иностранных инвесторов. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо- го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об- щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов- с другой, непос- редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об- новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель- ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан- тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен- ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо- чей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее эко- - 5 - логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес- кого регулирования на достижение общественных целей. Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначи- тельна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев- шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько раз превышает ввоз капитала в Россию.  2. Спираль суженного воспроизводства и иностранные инвестиции Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатс- тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза, а в 1993 году - еще на 16% ("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994 год, номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело- вой мир, 1994, номер 1) В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза, то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про- изводственных капитальных вложений как источника расширенного воспро- изводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод основных фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб. затраченных капитальных вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28. Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных вложений бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами, нап- равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и автомашин) за 1992-1993 гг. снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ, 1994, номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви- рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от- ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного строительства, на 1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб- лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ- водственного строительства (Экономика и жизнь, 1994, номер 5). Абсо- - 6 - лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели- чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1 трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф- фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло- жений соответствовало 1.473 трлн. руб! Общество попало в спираль су- женного воспроизводства, которая схематически в условиях замкнутой экономики выглядит так:  1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1  1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1  1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1  1- 0> 1 снижение доли производственных вложений (f1  1- 0> 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 - 0>  1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся  1фондоотдаче (P1