Александр Андреевич Чацкий. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в го- ды создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным об- ществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей "века нынешнего"и"века минувшего"Гри- боедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам.Главный герой ко- медии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он бли- зок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сы- ном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и вос- питывался в доме Ф..Чацкий с нежностью вспоминает о детс- тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скуч- но,редко у них бывал,затем опять "прикинулся влюблен- ным,взыскательным и огорченным",а потом поехал"ума ис- кать".Сам Чацкий говорил,что "хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли".Чацкий был на военной службе,вероят- но,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о свя- зи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов: Не служит,то есть в том он пользы не находит, Но захоти-так был бы деловой. Жаль,очень жаль,он малый с головой, И славно пишет,переводит. После длительного путешествия он спешит в Москву,для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее.Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тог- да,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумас- шествием.В ответ на это Софья замечает:"Вот нехотя с ума свела!".Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюже- ту,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жес- токости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам "века минувшего","невежеству". Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому чело- веку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусс- тва,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще- нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине. Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостно- го права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о "Нес- торе негодяев знатных",обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Макси- ме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые "не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели",о тех,"чья чаще гнулась шея". Он презирает людей,готовых У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать,пошаркать,пообедать. Он клеймит "век минувший":"Прямой был век покорности и стра- ха". Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи- саться в полк шутов".Критически относится к засилью иност- ранцев: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный,бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе заня- тия: путешествовать,жить в деревне,"вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрас- ным".Стремление Чацкого "служить",а не "прислуживаться",слу- жить "делу" а не "лицам",его "связь с министрами" и дальней- ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настро- енной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель- ским путем. Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объяви- ли сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко- го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,ког- да они считали,что много можно добиться словом,и ограничива- лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацко- го, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль "страдательная":в одно и тоже время он и "передовой во- ин","застрельщик",и при этом он "всегда жертва". "Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей",- так определял зна- чение Чацкого И.А.Гончаров.