Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии.  И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал 0... Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оцени- вает творчество Пушкина Белинский: "Это был... не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и на- родов и всех веков, гений европейский, слава всемирная." Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее- вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля- ло его, а сами они одобрили Пушкина "приветливым вниманием "Сов- ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали ,что в поэзии их счас- тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении. Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар- ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении "Эхо" Пушкин пишет,обращаясь к поэту:  На всякий звук  Свой отклик в воздухе пустом  Родишь ты вдруг 0. Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:  Тебе ж нет отзыва 0... Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хо- чет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не нахо- дит отклика в сердцах других. Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли зву- чат в стихотворении "Порок". О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего про- рока. Вот так Пушкин описывает превращение:  Перстами легкими как сон  Моих зениц коснулся он 0...  Моих ушей коснулся он 0..  И он к устам моим приник,  И вырвал грешный мой язык,  И празднословый,и лукавый.  И жало мудрыя змеи...  И он мне грудь рассек мечем  И сердце трепетное вынул. Что произошло после "прикосновения шестикрылого серафима" к поэту? У поэта появилась острота зрения:  Отверзлись вещие зеницы,  Как у испуганной орлицы. Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:  И их наполнил шум и звон:  И внял я неба содроганье,  И горний ангелов полет,  И гад морских подводный ход,  И дольней лозы призябанье. Поэт стал мудрым:  И жало мудрыя змеи  В уста замерзшие мои  Вложил десницею кровавой. Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь "угль,пы- лающий огнем". Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:  Духовной жаждою томим  В пустыне мрачной я влачился... "Шестикрылый серафим"изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:  Как труп в пустыне я лежал... Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все ви- дит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:  И бога глас ко мне воззвал:  "Восстань пророк и виждь,и внемли,  Исполнись волею моей  И,обходя моря и земли,  Глаголом жги сердца людей." Таким образом,в стихотворении "ПРОРОК" поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии. Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении "ПОЭТ":  Тоскует он в забавах мира,  Людской чуждается молвы  К ногам народного кумира  Не клонит гордой головы. В стихотворении "ПОЭТ", откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в "забавы мира". Сытый, надушенный, этот мир был сборищем зло- деев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слиш- ком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии. Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика высту- пает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:  Несносен мне твой ропот дерзкий  Ты червь земли,не сын небес... Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении "ПОЭТ И ТОЛПА"!  Мы малодушны,мы коварны,  Бесстыдны,злы,неблагодарны,  Мы сердцем хладные скопцы,  Клеветники,рабы,глупцы  Гнездятся клубом в нас пороки... Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- "совершенное падение". Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении "ПОЭТУ":  Поэт,не дорожи любовию народной,  Восторженных похвал пройдет минутный щум:  Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,  Но ты останься тверд,спокоен и угрюм. Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:  Ты царь: живи один. Дорогою свободной  Иди, куда влечет тебя свободный ум... И только перед самой смертью, в "Памятнике" Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его "не зарастет народ- ная тропа". Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, ко- торыми он обладал.  И долго буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал,  Что в мой жестокий век восславил я свободу  И милость к подшим призывал... Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и лю- бой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово- рит о более серьезной заслуге: "...чувства добрые я лирой пробуж- дал...". "Чувства добрые" - это уважение к человеку. В стихотво- рении очень важна мысль о свободе: "В мой жестокий век восславил я свободу". Народ задавлен и порабощен. Стихотворение "Памятник" оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искус- ство. Искусство, по мнению поэта,- нечто независимое от земных интересов:  Веленью божию, о муза будь послушна,  Обиды не страшись, не требуя венца:  Хвалу и клевету приемли равнодушно,  И не оспаривай глупца. Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пуш- кин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объеденяет одна тема - тема поэта и поэзии. Поэ- зия - очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт - это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не пони- мает обычный человек. Назначение поэзии - "глаголом жечь сердца людей", то есть поэзия существует не для избранных; она имеет вы- сокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.